Владельцам объектов с массовым скоплением людей для ведения своей деятельности (в том числе арендной) приходится разрабатывать антитеррористический паспорт объекта. К таким местам относятся учреждения, где допускается возможность одновременного нахождения от 50 человек и более. Таким образом, под требования АТЗ попадают следующие виды объектов:
Для каждого вида (направления деятельности) объекта разработаны определенные законодательные акты. Так Постановление Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006 устанавливает требования к образовательным учреждениям. В нем повествуется о мероприятиях по АТЗ, которые должны проводиться на объектах, а также определены формы паспорта безопасности. Антитеррористическая защищенность объектов для учреждений с массовым скоплением людей формируется в соответствии с законодательными нормативами ПП РФ № 272.
В Постановлении Правительства № 176 представлены требования к зданиям, причисленным к сфере культуры. Это концертные арены, клубы, театры, цирки, музеи, выставки, кинотеатры и так далее. Руководителям таким учреждений, которые открываются впервые, понадобится в обязательном порядке в течение 30 дней создать комиссию с привлечением уполномоченных лиц и сделать антитеррористический паспорт безопасности. В ПП РФ 1244 от 25 декабря 2013 года говорится о порядке разработки требований по АТЗ, за исключением транспортной сферы и ТЭК.
Относительно торговых объектов существует отдельное ПП РФ № 1273, действующее с октября 2017 года. А для отелей и других зданий, использующихся для размещения посетителей, в апреле этого же года вышло ПП РФ №447. К таким объектам относятся все гостиницы, за исключением зданий, охраняемых войсками нацгвардии РФ, а также учреждений, для которых действуют положения иных ПП РФ, например, № 272.
В сентябре 2019 года вышло Постановление Правительства РФ № 1165, в котором утверждены требования для объектов, использующихся религиозными организациями, например, мечетями, православными церквями и соборами. Здесь перед обследованием членов комиссии уведомляют о внутреннем распорядке религиозной организации, в том числе к внешнему виду, в целях исключения проявления неуважения к духовным представлениям о вере. А для спортивных организаций в марте 2015 года вышло Постановление №202. При вводе в эксплуатацию таких объектов необходимо в течение 4 месяцев создать комиссию.
Отдельные законодательные акты действуют для таких сфер, как Управление делами Президента (№ 293), высшие учебные заведения (№ 1467), детские учреждения (№ 732), промышленные объекты (№ 1413) и другие. Чтобы узнать, нужно ли оформлять антитеррористический паспорт объекта, и в соответствии с каким именно постановлением это сделать, можно обратиться в администрацию вашего населенного пункта или в наш сертификационный центр для консультации. Бывает ситуации, когда один объект попадает под действие нескольких ПП РФ. Например, концертные площадки могут относиться к местам массового скопления людей (№272) и к объектам культуры (№176)
Всеми перечисленными законодательными документами устанавливаются комплексные мероприятия по защите от террористических актов, а также вопросы по инженерно-техническому усилению безопасности зданий, ответственным лицам и методам контроля за выполнением указанных предписаний.
Чтобы упростить процедуру определения степени потенциальной опасности, в ПП РФ № 272 для общественных мест установлены ее категории:
Расчет этих степеней опасности определяется как проектной вместимостью здания (помещения), так и способом мониторинга в течение 3 суток.
Для спортивных сооружений действуют 4 категории опасности, при этом все открытые плоскостные сооружения автоматически причисляются к четвертой. Так степени опасности для спортобъектов (по прогнозируемому числу потерпевших в случае возможного совершения террористических действий) определяются в следующих цифрах:
Относительно образовательных учреждений установлены совсем иные категории, которые зависят от численности человек в населенном пункте и возможных потерь в случае теракта. Например, 1-я категория относится к учреждениям, в которых может пострадать свыше 1100 человек, при условии, что объекты расположены в городах с численностью более 10 000 жителей. Ко второй степени опасности причисляются места с возможным количеством потерпевших от теракта больше 1100 граждан, но населенный пункт, где располагается такое заведение, не должен превышать 10 000 жителей. В случае, когда численность города более 100 000 человек, то прогнозируемое количество жертв теракта или ЧС в учреждении принято считать в диапазоне от 801 до 1100. Более подробно о категориях опасности именно для учебных заведений и, как разрабатывается антитеррористическая защищенность объекта образования, изложено в ПП РФ 1006.
Для каждого направления действуют конкретные факторы степени опасности, поэтому категории нужно сверять с соответствующим Постановлением. На основе его положений разрабатывается так называемый акт категорийности, который впоследствии должен быть согласован с межведомственной комиссией. Для этого собственник помещения (или его уполномоченное лицо) в установленные сроки уведомляет административный орган своего населенного пункта (города, района) о необходимости создать такую комиссию для утверждения категории опасности объекта. В течение 30 суток создается межведомственная комиссия, которую возглавляет глава муниципалитета, а в состав включаются правообладатель (собственник), представители МВД, МЧС, Росгвардия и ФСБ.
В первую очередь, антитеррористическая защищенность учреждений необходима для обеспечения безопасности жизни и здоровья самого руководства, персонала и посетителей объекта. Во вторую очередь она нацелена на защиту финансовых интересов, то есть минимизацию имущественных потерь при совершении террористического акта. Оформляя паспорт по всем правилам, собственники не только выполняют предписанную законодательством обязанность, но и демонстрируют свою ответственность, заботу о гостях и клиентах, а также активную гражданскую позицию в противодействии терроризму.
К сожалению, многие руководители не владеют актуальными сведениями о том, в какие сроки и в какой форме подтвердить обеспечение АТЗ. Несмотря на ужесточенные меры по отношению к нарушителям, вплоть до уголовной ответственности, по сей день достаточно трудно выяснить, в какое из ведомств стоит изначально обратиться, чтобы запустить эти процессы. Тем не менее, если отсутствует паспорт безопасности объекта антитеррористической защищенности, при проверке могут наложить штраф в размере до 200 тыс. рублей для юридических лиц. О проведении такой проверки, как правило, предупреждают за месяц, но этого срока хватит лишь на первый этап – категорирование объекта. А если в результате действий виновных (или, как правило, бездействий по формированию защиты от террора) имеются пострадавшие и погибшие, то такие случаи уже причисляются к уголовным правонарушениям. Так, при ненадлежащем исполнении своих обязанностей должностным лицам грозит срок до 7 лет лишения свободы по 3 ст. 293 УК РФ, в случае если из-за халатного отношения погибли от 2 человек и более.
Паспорт должен быть оформлен таким образом, чтобы антитеррористическая безопасность объекта полностью соответствовала законодательным нормам. Поскольку этот документ будет согласовываться, в каждом из причастных к охране безопасности людей, ведомстве. Однако вам не нужно будет разбираться во всех бюрократических тонкостях в случае выбора нашего сертификационного центра. Как правило, от наших заказчиков требуется лишь подготовить следующие документы и данные:
Также мы будем обращаться к вам в процессе работы, чтобы согласовывать содержание готовой документации и подписывать ее.
Для каждой сферы предусмотрены свои нюансы по разработке паспорта в соответствии с особенностями деятельности организации, но, как правило, оформление состоит из следующих этапов:
Наш эксперт объяснит все тонкости процесса, чем документы отличаются друг от друга, подскажет как сэкономить и обезопасить себя
Все документы готовят инженеры по стандартизацииДля различных сфер в Постановлениях Правительства утверждены свои формы паспорта безопасности, но каждая из них, как правило, содержит следующие разделы:
Разберем более подробно структуру самой распространенной сферы (места массового пребывания людей) на примере формата, указанного в ПП РФ № 272. В документе после подписи о согласовании ведомств и утверждении руководителем указываются общие сведения об учреждении или территории, которые состоят из адреса, наименования, режима работы, контактной информации ответственных, характеристиках прилегающей территории. Также в паспорт защищенности объекта входит информация о потенциально опасных учреждениях и транспортных коммуникациях, расположенных вблизи здания (территории). Далее вносятся общие сведения о сотрудниках и арендаторах (на момент разработки документа), а также среднее и максимальное количество людей, которые могут пребывать в одно время на объекте.
Далее находятся сведения о потенциально опасных зонах объекта. Затем указываются возможные противоправные действия, которые могут применять преступники, оцениваются социальные и финансовые последствия. Далее следует информация, какие средства предприняты для защиты объекта (ГБР, национальная гвардия РФ, МВД, охранные посты и др.), обязательно с номерами телефонов экстренной связи. После указываются средства по защите конфиденциальной информации, ликвидации угрозы физической целостности объекта и пожарной безопасности. Затем проводится оценка достаточности применяемых мер и выполнения задач по защите. В заключительной части приводятся выводы и рекомендации, а также дополнительная информация об объекте. Завершают паспорт антитеррористической безопасности объекта приложения с актом обследования и подписями членов комиссии и руководства.
Сроки, в течение которых разрабатывается документ, зависят, первую очередь, от вашей скорости согласования. Со своей стороны мы делаем все возможное, чтобы сократить этот процесс, и зачастую укладываемся в период равный 3-4 дням.
Что же касается согласования документа, то на продолжительность этого этапа прямо влияет оперативность госорганов. Так, в соответствии с требованиями ФЗ 59 рассмотрение обращений может занимать до 30 дней. Однако если правильно подойти к вопросу и организовать процесс параллельного согласования, то можно значительно сократить продолжительность этих работ. В противном случае свой паспорт безопасности объекта придется ждать до 90 дней. Стоимость же оформления зависит от площади и вместимости объекта, полноты необходимых для паспорта сведений, наличия обязательных документов. Все это мы обговариваем индивидуально и заранее на этапе первичной консультации.