Роспатент отмечает, что регистрация товарного знака в 2024 году стала еще более востребованной услугой. Только в первом полугодии количество заявок для проведения данной процедуры увеличилось на 25%. Однако стоит понимать, что не каждый запрос в Федеральную службу получит положительный ответ. Чтобы успешно пройти регистрацию, важно найти надежную компанию, которая проверит варианты обозначений согласно статье 1482 ГК РФ, правильно составит заявку и добьется ее одобрения, а также учтет все важные нюансы процесса. Одной из таких первостепенных тонкостей считается подбор класса по МКТУ (Международной классификации товаров и услуг).
МКТУ была принята в соответствии с Ниццким соглашением еще в 1957 году. Участниками этого соглашения стали более 90% всех стран, в том числе и Россия (в то время Советский Союз). СССР присоединился к Ниццкому соглашению в 1979 году. Оригинал МКТУ содержится в одном экземпляре на французском языке и хранится у Генерального директора ВОИС (Всемирной организации интеллектуальной собственности). На сегодняшний день эту должность занимает Дарен Тар (Сингапур). Также МКТУ (в том числе с переводом на русский язык) можно найти в общедоступных источниках, например, на официальном сайте Роспатента. Перечень классов продукции, в отношении которой будет присваиваться товарный знак, должен соответствовать этой международной классификации.
Важно: к подбору классов нужно подходить ответственно, так как чрезмерное указание видов продукции или услуг может привести к отказу Федеральной службы, что, в свою очередь, приведет к необходимости повторной подачи заявки и оплаты госпошлины.
Всего в МКТУ 34 класса для товаров и 11 – для услуг. Каждый из классов содержит названия продукции (или услуг) для более точной идентификации. Рассмотрим самые распространенные классы, для которых чаще всего проводилась регистрация товарного знака в 2024 году:
- Класс 29. В категории находятся названия садово-огородной продукции и продуктов животного происхождения, например, мясо, птица, рыба, яйца, молочные продукты, консервированные овощи, грибы и фрукты, насекомые (съедобные).
- Класс 30. В рубрику включены растительные пищевые продукты, в том числе используемые для консервации, например, соль, специи, кофе, рис, макароны, шоколад, мороженое и так далее. К 30-му классу не относятся диетическое и детское питание, пищевые добавки, корма для животных и другие.
- Класс 33. В категорию входят алкогольные напитки и продукты для их приготовления, например, вино, ликер, фруктовые спиртосодержащие экстракты.
- Класс 25. К нему причисляют предметы одежды, обувь и головные уборы. Сюда не входят СИЗ, ортопедические изделия, спортивное снаряжение, защитная одежда, карнавальные маски, наряды для игрушек и животных.
Важно: как уже упоминалось выше, при подборе класса нужна предельная внимательность. Например, пиво относится к классу 32, поэтому если предприниматель планирует продавать, допустим, сидр, вино и пиво, нужно указать 2 класса в заявке.
Так как добавить новые товары после рассмотрения заявки не получится, при подборе классов нужно охватить все виды продукции, которые предприниматель собирается продвигать под индивидуальным товарным знаком в ближайшие несколько лет. Самый рациональный вариант – выбрать 2 – 4 категории МКТУ. Не запрещается указывать и все классы, однако тогда цена регистрации товарного знака может стать неоправданно высокой. Кроме того, если предприятие не будет заниматься торговой деятельностью по выбранным классам, то товарный знак по ним могут аннулировать.