Маркетплейсы устанавливают требования в соответствии с действующим законодательством РФ, техрегламентами и нормативными документами, которые действуют на территории ЕАЭС, включая Российскую Федерацию. Администрация торговых онлайн-площадок обязывает предпринимателей оформлять разрешительную документацию на товары, чтобы защитить свою репутацию и не допустить к реализации некачественные, опасные или запрещённые изделия.
Деятельность маркетплейсов регулируется государством, и в случае выявления нарушений при проверке надзорными органами интернет-магазины несут ответственность в виде штрафов и ограничений. Торговые площадки, в свою очередь, штрафуют предпринимателей и блокируют их аккаунты, вынуждая оформлять разрешительную документацию на свой ассортимент. Такая цепочка санкций, установленная в качестве нормы регулирования, неизбежно влечёт за собой непредвиденные затраты для селлера, ведь в конечном итоге именно к нему будут применены денежные штрафы, арест товара, блокировка аккаунта.
Неспециалисту сложно разобраться в юридических тонкостях сертификации товаров для маркетплейсов, но вы можете доверить эту работу аккредитованному центру сертификации.
В зависимости от вида товара селлеру необходимо оформить один из следующих разрешительных документов:
Какой вид разрешительного документа понадобится для легализации торговли через маркетплейсы, предприниматель узнаёт с помощью центров сертификации в соответствии с действующими на территории ЕАЭС техрегламентами. Такой центр в состоянии быстро и правильно определить, что именно нужно оформить на продукцию и нужно ли вообще, так как иногда менеджеры маркетплейса не совсем корректно запрашивают документы.
А если товар не попадает под область распространения техрегламентов, значит, такой центр оформит предпринимателю так называемое отказное письмо. Это официальный документ, посредством которого уполномоченная третья сторона (орган) подтверждает, что продукция не подлежит обязательной сертификации и допускается к реализации на рынке (в том числе через маркетплейсы) безо всяких разрешительных документов.
Сертификат соответствия для маркетплейсов оформляется на следующие виды изделий:
Иногда список товаров, подлежащих сертификации на маркетплейсах, можно найти на страницах самого интернет-магазина, где вы хотите торговать. Однако не стоит считать его исчерпывающим, поскольку правовая база в части подтверждения соответствия качества регулярно меняется, дорабатывается и размещённый в таком списке перечень, который может быть, не совсем актуален.
Важно: идентификация товара осуществляется несколькими способами. От того, насколько верно будут определены категория изделий, область, в которой они применяются, коды ТН ВЭД, зависит то, какой документ вам придётся оформить. Это, в свою очередь, влияет на бюджет, затраченный на сертификацию для маркетплейса. Идеально, если таким анализом будет заниматься опытный специалист центра сертификации товаров для маркетплейсов, чтобы вам не пришлось переплачивать.
Декларация для маркетплейсов оформляется на такие виды изделий, как:
Полный список товаров для декларирования очень внушительный, поэтому самостоятельный поиск информации однозначно отнимет у вас колоссальное количество времени. И даже потратив его, нельзя будет рассчитывать на 100-процентную уверенность, что всё сделано правильно. Ведь не зря даже в органах по сертификации каждый эксперт вправе работать только в своей области. Это делается для того, чтобы владеть всей актуальной информацией, ничего не упустив из виду. Поэтому будет целесообразнее доверить такой анализ (просчёт) специалисту центра, который он выполнит быстрее, качественнее и БЕСПЛАТНО.
Свидетельство о государственной регистрации оформляется в том случае, если вы планируете продавать в онлайн-формате следующее:
В отличие от деклараций и сертификатов, СГР может оформляться один раз и не иметь ограниченного срока действия. Такая норма распространяется на довольно узкий перечень категорий продукции, тем не менее это возможно.
Что касается определения, нужен ли маркетплейсу именно этот документ, или какой-то другой, то здесь также стоит воспользоваться БЕСПЛАТНОЙ помощью профильного центра по сертификации товаров для маркетплейсов. Дело в том, что СГР не всегда оформляется в единственном экземпляре, есть внушительный перечень продукции, на которую этот документ выдаётся лишь в качестве основы для дальнейшего регулярного подтверждения соответствия в виде декларирования.
Важно: этот нюанс стоит обязательно учитывать, поскольку без декларации, полученная вами СГР никак не убережёт от штрафов и блокировок. В то же время и наоборот: заказанная без надобности декларация в придачу к СГР – впустую потраченные деньги.
Чтобы запустить процесс сертификации продукции для маркетплейсов, предпринимателю понадобится следующее:
В некоторых случаях для оценки соответствия качества товаров, продаваемых на маркетплейсах, может потребоваться предоставить фото. Это необходимо для того, чтобы эксперт имел возможность скомпоновать вашу продукцию в минимальное количество разрешительных документов, не нарушая требования техрегламентов.
Сертификация для маркетплейсов как метод оценки качества и безопасности товаров зачастую производится по следующему порядку:
Важно: Wildberries, как наиболее динамично развивающийся маркетплейс, имеет отличительную черту, которая заключается в том, что на все законодательные и событийные изменения он реагирует максимально быстро и в той же мере радикально. Например, крайне ограниченный срок для представления документа (в течение 3 дней) и блокировка аккаунта с платным восстановлением в случае его непредоставления.
Отказное письмо для маркетплейса оформляется примерно по тому же принципу, что и сертификаты, декларации и свидетельства, но в гораздо более упрощённой форме. Для этого вам понадобится:
Оценка соответствия товаров установленным нормам и стандартам производится по схемам, предусмотренным Решением Комиссии Таможенного союза № 621 от 07.04.2011. Выбор зависит от вида оформляемого разрешительного документа (сертификат или декларация), условий производства и реализации продукции.
Для оценки соответствия товаров для маркетплейса в форме выдачи сертификата применяются схемы:
1c | Для серийно производимых изделий, предполагает проведение лабораторных испытаний продукции (в аккредитованной лаборатории), а также инспекционный контроль (ИК) и оценку состояния производства (ПК); |
2c | Для серии товаров, также включает в себя испытания образца продукции в аттестованной лаборатории с соответствующей аккредитацией и оценку СМК предприятия; |
3c | Для партий продукции, предполагает испытания в аттестованной лаборатории взятого из неё образца товара; |
4c | Для единичных экземпляров, включает испытания именно этого (ввозимого) образца (без его разрушения); |
5c | Для серийно выпускаемых изделий, из-за невозможности испытать образец проверяется его документация. Также предусмотрены ИК и ПК; |
6c | Аналогична предыдущей схеме за исключением того, что здесь оценивается ещё и СМК предприятия. А при проведении ИК оценивается только СМК; |
7c | Для массового производства сложных товаров с последующим выпуском модификаций; |
8c | Для постановки на серийное производство, в случае планирования выпуска модификаций и при наличии внедрённого СМК. Оценка происходит посредством обобщённых выводов по испытаниям, анализу документации и СМК; |
9c | Для единичных продуктов с целью оснащения предприятий ЕАЭС. Здесь проводится анализ документов на продукцию; |
Для оценки соответствия товаров для маркетплейса в форме получения декларации применяются схемы:
1д | Для серии изделий с проведением испытаний образцов и производственного контроля собственными силами заявителя; |
2д | Для партии товаров или одного экземпляра, предполагает проведение испытаний образца, например, в заводской лаборатории; |
3д | Для серии изделий с проведением испытаний в аккредитованной лаборатории. Предполагает контроль производства силами производителя; |
4д | Для партии товаров или единичного экземпляра. Предусматривает проверку образца в аттестованной лаборатории; |
5д | Для серийного производства запасных частей продукции с проведением испытаний образца в аттестованной лаборатории. Декларируемые части испытывают после сбора. Необходимо приложить сертификат на тип; |
6д | Для серийно выпускаемых изделий, у которых большое количество моделей. Предполагает использование собственной доказательной базы и наличие СМК у заявителя. |
Важно: процедура оформления СГР и отказных писем проходит по иным регламентам и не предполагает применения схем. Другими словами, порядок оформления таких документов неизменен и не зависит от серийности производства, модификаций и тому подобного.
Главное требование, которое закон устанавливает к заявителям на услугу сертификации, – это официальный статус. То есть юридическое лицо или индивидуальный предприниматель должны быть зарегистрированы на территории той из стран – участников ЕАЭС, в которой подают заявку на оценку качества своей продукции. Что касается самозанятых, увы, но они могут оформить только отказное письмо или добровольный сертификат.
Если вы ещё не открывали ООО или ИП, но планируете реализовать через маркетплейсы изделия собственного производства, то самое простое решение – оформить статус самозанятого, а затем пройти процедуру получения добровольного сертификата соответствия.
Важно: здесь стоит учитывать, что самозанятый никак не сможет легально продавать товары, производимые серийно. Для этого необходимо быть как минимум индивидуальным предпринимателем. Равно как и в случае, когда вы серийно производите продукцию, попадающую под обязательную сертификацию или декларирование, например одежду. Эти документы вы не сможете оформить в качестве самозанятого, придётся открывать ИП или юрлицо.
Если вы закупаете у производителя продукцию для продажи под собственным брендом, то разрешительные документы должны быть оформлены именно от вашего лица. А если вы приобретаете товары у отечественного производителя для последующей продажи без ребрендинга, то этот производитель обязан предоставить вам все разрешительные документы вместе с товаросопроводительной документацией при отгрузке.
Когда вы работаете с зарубежным производителем по контракту (договору поставки), то сертификаты и декларации для продажи на маркетплейсах снова придётся оформлять именно вам (как резиденту). Однако в данном случае затраты на процедуру легализации его продукции в стране сбыта принято обговаривать индивидуально.
Важно: заранее позаботьтесь о разработке этикетки и эксплуатационной документации. Она необходима не только для реализации, но и для сертификации. Кроме того, импортёру для подачи документов в центр сертификации может понадобиться так называемый договор уполномоченного лица с производителем.
Селлеры, реализующие продукцию параллельного импорта через маркетплейсы, регулярно сталкиваются с блокировкой продаж со стороны таких сайтов. Зачастую это обусловлено тем, что они не в состоянии подтвердить оригинальность своего товара. Сертификация для маркетплейса позволяет минимизировать такие риски, поскольку после её прохождения продавец сможет незамедлительно предоставить официальный документ с прописанными в нём данными, которые формально подтверждают взаимосвязь производителя, продукции и продавца.
Важно: мы рекомендуем по возможности отслеживать изменения в законодательстве РФ и сверять товары с перечнем разрешённых к ввозу в страну. Не торопитесь заключать договор на параллельный импорт из-за рубежа и заказывать услуги сертификации. Сперва убедитесь, что наименование товара и бренд присутствуют в «зелёном» списке.
Цены на сертификацию для маркетплейсов напрямую зависят от вида оформляемого документа, который, в свою очередь, определяется типом заявляемой вами продукции и областью её применения. При этом часто наблюдаются случаи, когда документ нужен «ещё вчера». Это происходит ввиду того, что маркетплейс даёт слишком короткий срок на предоставление сертификата.
Мы всегда входим в положение наших клиентов и по возможности стараемся выдержать самые короткие сроки сертификация товаров для маркетплейсов (любых). Предлагая, таким образом, оформление:
Что касается сроков действия документов, то они регламентированы положениями регламентов стран ЕАЭС (в том числе РФ). Из всех видов таких документов только СГР (в некоторых случаях), отказное письмо (ОП) или отрицательное решение могут не иметь ограничений по сроку действия. При этом стоит учитывать, что для двух последних это утверждение является условным, так как данные документы действуют до тех пор, пока в законодательную базу не внесены изменения, опровергающие информацию в них.
Сроки действия сертификата определяются предпочтением заявителя и применяемой органом по сертификации схемой оценки соответствия качества, но не более 5 лет. И декларация соответствия оформляется на период от 1 до 5 лет, тоже в зависимости от решения заявителя, схемы подтверждения соответствия и ряда иных факторов.
Наш центр гарантирует, что при заключении договора с нами вы получите понимание того, подлежит ваша продукция обязательной сертификации или нет, заранее узнаете её окончательную (твёрдую) стоимость и поймёте порядок проведения. Далее мы сориентируем вас о возможных способах сэкономить и предложим альтернативные варианты и решения на выбор. Подробно согласуем с вами все шаги и выполним работу в оговорённый срок.