Главное требование, которое закон устанавливает к заявителям на услугу сертификации, – это официальный статус. То есть юридическое лицо или индивидуальный предприниматель должны быть зарегистрированы на территории той из стран – участников ЕАЭС, в которой подают заявку на оценку качества своей продукции. Что касается самозанятых, увы, но они могут оформить только отказное письмо или добровольный сертификат.
Если вы ещё не открывали ООО или ИП, но планируете реализовать через маркетплейсы изделия собственного производства, то самое простое решение – оформить статус самозанятого, а затем пройти процедуру получения добровольного сертификата соответствия.
Важно: здесь стоит учитывать, что самозанятый никак не сможет легально продавать товары, производимые серийно. Для этого необходимо быть как минимум индивидуальным предпринимателем. Равно как и в случае, когда вы серийно производите продукцию, попадающую под обязательную сертификацию или декларирование, например одежду. Эти документы вы не сможете оформить в качестве самозанятого, придётся открывать ИП или юрлицо.
Если вы закупаете у производителя продукцию для продажи под собственным брендом, то разрешительные документы должны быть оформлены именно от вашего лица. А если вы приобретаете товары у отечественного производителя для последующей продажи без ребрендинга, то этот производитель обязан предоставить вам все разрешительные документы вместе с товаросопроводительной документацией при отгрузке.
Когда вы работаете с зарубежным производителем по контракту (договору поставки), то сертификаты и декларации для продажи на маркетплейсах снова придётся оформлять именно вам (как резиденту). Однако в данном случае затраты на процедуру легализации его продукции в стране сбыта принято обговаривать индивидуально.
Важно: заранее позаботьтесь о разработке этикетки и эксплуатационной документации. Она необходима не только для реализации, но и для сертификации. Кроме того, импортёру для подачи документов в центр сертификации может понадобиться так называемый договор уполномоченного лица с производителем.
Селлеры, реализующие продукцию параллельного импорта через маркетплейсы, регулярно сталкиваются с блокировкой продаж со стороны таких сайтов. Зачастую это обусловлено тем, что они не в состоянии подтвердить оригинальность своего товара. Сертификация для маркетплейса позволяет минимизировать такие риски, поскольку после её прохождения продавец сможет незамедлительно предоставить официальный документ с прописанными в нём данными, которые формально подтверждают взаимосвязь производителя, продукции и продавца.
Важно: мы рекомендуем по возможности отслеживать изменения в законодательстве РФ и сверять товары с перечнем разрешённых к ввозу в страну. Не торопитесь заключать договор на параллельный импорт из-за рубежа и заказывать услуги сертификации. Сперва убедитесь, что наименование товара и бренд присутствуют в «зелёном» списке.