ЭПСМ понадобится оформлять на все наземные Т/С с безрельсовой конструкцией, которые обладают объемом ДВС более 50 см3 или электрическим двигателем мощностью не больше 4 кВт. К таким машинам относятся:
К другим видам техники, на которую нужен паспорт самоходной машины, относят прицепы (полуприцепы) и другие устройства, предназначенные для осуществления главного или дополнительного функционала самого ТС.
Самоходные машины (СМ) имеют ряд специфических особенностей, которые отличают их от других транспортных средств. В частности, это места использования и назначение. Большая часть такой техники не эксплуатируется на обычных дорогах. Такие ТС используются на пересеченных местностях или на объектах особого назначения (например, на ж/д полотне или аэродромах). Исключение составляет дорожно-ремонтная и снегоуборочная техника. Обычно самоходные машины применяются для конкретных функциональных задач, не сопряженных с услугами перевозки пассажиров.
Получить паспорт шасси, самоходной машины и других видов техники вам помогут эксперты нашего сертификационного центра «Апрель». На первичной консультации специалисты проинформируют, какой комплект документ и сведений нужно подготовить, как правило, в него включаются:
С начала ноября 2022 года оформляют только электронный паспорт самоходной машины, но и бумажные аналоги на уже зарегистрированные Т/С тоже считаются действительными. Замена таких документов, которые были выданы до указанной даты, не потребуется. Однако при желании их можно переделать в электронный формат.
Теперь ПСМ делаются не таможенными органами и Ростехнадзором (как это было до 1 ноября 2022 года), а уполномоченными органами и изготовителями в электронной системе паспортов (СЭП). Рассмотрим подробно 3 ситуативных варианта с оформлением ЭПСМ.
Как уже упоминалось выше, получить паспорт самоходной машины и других видов техники вы можете с помощью специалистов сертификационного центра «Апрель». После согласования стоимости и рассмотрения предоставленного заказчиком комплекта документов мы оформим договор на оказание услуг. Также для проведения работ у заявителя должна быть электронная подпись, она понадобится для таких процедур как регистрация в системе СЭП (если такой аккаунт еще не создан) и передача сведений в ведомство. Мы внесем всю необходимую информацию в базу по утвержденной форме, проведем все необходимые действия по оформлению, после чего в СЭП появится запись о вашем документе, который пока будет находиться в статусе «незавершенный». Чтобы перевести его в «действующий», останется лишь заплатить утилизационный сбор. Такая упрощенная схема подходит в случае, если машина, например, переходит в собственность и нужно оформить паспорт на другого человека.
Несколько иначе происходит получение ЭПСМ на самоходные машины для юридических лиц, выпускающих (реализующих) новую продукцию. В этом случае времени на оформление понадобится больше, так как процедура будет состоять из следующих этапов:
В случае если заявитель является уполномоченным лицом компании-изготовителя (УИЛ), и у него есть полномочия на получение разрешительных документов (сертификатов и деклараций) на продукцию, то потребуется подписать соглашение между заявителем и сертификационным центром для Минпромторга. Если ввозом и реализацией товаров будет заниматься сторонняя организация, то также дополнительно потребуется подписать договор (в свободной форме) между этой компанией и УИЛ о её полномочиях относительно импорта ТС на основании СС и/или ДС завода-изготовителя. Соглашение и комплект собранной документации передается в Минпромторг.
Важно: чтобы избежать дополнительных затрат, убедитесь, что указанные в разрешительных документах модели машин строго соответствуют действительности, иначе такие бумаги не будут рассматриваться, и придется их переделать.
После того, как Министерство разместит у себя сведения о ранее полученных разрешительных документах на машину, мы внесем их в СЭП и получим согласование. Затем произойдет процедура уже непосредственного оформления ЭПСМ, для которого понадобятся такие сведения как наименование, VIN, номер разрешительного документа и таблица с техническими характеристиками на каждую модификацию. Все эти данные наши специалисты возьмут из ранее присланных вами документов, поэтому ваше участие на этом этапе не понадобится.
Важно: для импортной техники электронный паспорт самоходной машины обретает статус «действующий» после того, как в СЭП поступят данные о том, что утилизационный сбор оплачен (в соответствии с ПП РФ № 1118), и процедура таможенного выпуска завершена. Увы, на практике в большинстве случаев происходит неверное заполнение документов на таможне, из-за чего автоматический обмен между органами не срабатывает, и требуется ручная доработка посредством обращения в СЭП.
Также будьте внимательны, оформление паспорта для машин, декларирование которых проводилось по упрощенной схеме, законодательством не предусмотрено. Дело в том, что такие декларации действуют только 6 месяцев и только на территории России, в то время как оформление ЭПСМ проводится согласно регламентирующим документам всего ЕАЭС.
Наш эксперт объяснит все тонкости процесса, чем документы отличаются друг от друга, подскажет как сэкономить и обезопасить себя
Все документы готовят инженеры по стандартизацииДля проверки электронного паспорта понадобится зайти в СЭП и нажать соответствующую кнопку. Найти ее несложно – синяя табличка с крупной надписью «Проверить электронный паспорт» находится на экране слева.
После клика на активную клавишу пользователь переходит на страницу поиска со следующими способами:
Здесь же можно получить выписку, причем это могут сделать как собственники, так и сторонние заинтересованные лица, не являющиеся владельцем машины. Для сторонних лиц идентификационные признаки ТС не будут отображаться в полном объеме.
Стоимость оформления ПСМ самоходной машины зависит от нескольких факторов:
Оформление ЭПСМ занимает до 10 рабочих дней, а точные сроки зависят от загруженности ведомств, с которыми придется взаимодействовать в ходе процедуры. Например, если техника Б/У, и есть бумажный паспорт, то понадобится 1 – 2 дня. В случае работы с новыми машинами, необходимо внесение документов в Минпромторг, что может продлить процесс до 30 дней (но зачастую регистрация происходит быстрее – от 3 до 8 дней). Сам же паспорт на машину действует бессрочно.
Электронный паспорт на самоходные машины практически не отличается от документов на другие транспортные средства. В выписке будут следующие данные:
Без паспорта самоходной машины нельзя зарегистрировать само транспортное средство в Гостехнадздоре, а также эксплуатировать его или продавать. Кроме того, в случае если водителя остановят ГИБДД или ГТН, то нарушителю грозит штраф и, возможно, лишение прав и эвакуация такого транспортного средства. Конечно, многие собственники этих машин скептически относятся к возможному столкновению в полях (лесах и тундре) с сотрудником ГИБДД, однако, встреча с уполномоченными лицами при плановых и внеплановых рейдах все же не исключена, поэтому каждому владельцу стоит заранее позаботиться о том, чтобы все необходимые документы были в наличии, так как при повторных нарушениях сумма денежных взысканий будет увеличиваться. С юридическими лицами и ИП, производящими и реализующими такую технику, ситуация более однозначная. Здесь отсутствие ЭПСМ незамедлительно препятствует бизнес-процессам.
Паспорт самоходной машины и других видов техники оформляется на основе регламентирующих законодательных актов, действующих на территории всего ЕАЭС. Основным регулирующим законом в РФ считается ФЗ 297, который принят 16 июня в 2021 году и введен в действие 23 числа этого же месяца. В нем установлены правовые и организационные требования в части технических характеристик и использования СМ, установлены основные понятия и определения к ним, указаны полномочия Правительства РФ, федеральных и высших исполнительных органов. Также в законе приведены основные требования к регистрации таких машин, их техническому состоянию, обслуживанию и осмотру.
Кроме ФЗ 297 существует еще ряд правовых актов, регулирующих данное направление. Например: