Правильно разработанная АТЗ на объекте включает полный спектр организационных, технических и оперативных мер, что снижает риски по захвату объекта террористами и позволяет быстро реагировать в случае возникновения ЧС. Для достижения целей по обеспечению безопасности используются различные современные технологии по обнаружению угроз, сигнализационные устройства, привлечение охранных агентств, ознакомление с инструкциями для персонала, дополнительное обучение ответственных лиц и другие методы, способствующие усилению защиты объекта.
В свою очередь, паспорт безопасности объектов в сфере культуры – это также важный стратегический инструмент, позволяющий быстро координировать действия в случае ЧС. Документ представляет своего рода выстроенную систему АТЗ, по которой специальные службы будут ориентироваться в критических ситуациях. Например, согласно законодательству одна из копий ПБ передается в силовые структуры. В случае нападения террористов ответственные лица смогут быстрее выстроить план действий по устранению угрозы, что позволит существенно снизить потери.
Перед непосредственным оформлением паспорта предшествует такая процедура, как категорирование по критериям опасности. Что касается культурных учреждений, то при их категорировании учитываются общие данные о здании и располагающейся вокруг него территории, присутствие на объекте потенциально опасных участков, а также предполагаемое число жертв в случае инцидента. Расчет потенциального количества людей, которым могли бы нанести вред террористические действия, проводится исходя из пропускной способности культурного учреждения, числа одновременного нахождения людей в здании или зрительских мест.
Паспорт антитеррористической защищенности объекта культуры может содержать одну из трех категорий опасности, определяемых прогнозируемым числом человек, которые могут пострадать от действий злоумышленников:
Самостоятельное оформление ПБ – это очень хлопотное занятие, а зачастую и невыполнимая задача без профильного опыта и образования ввиду сложности процедуры, необходимости понимания всех нюансов и знания действующих законодательных документов. Чтобы вовремя и правильно сделать паспорт АТЗ объекта культуры, рекомендуем обращаться в специализированные компетентные организации, например, к нам. В этом случае руководителю (или собственнику) учреждения понадобится лишь предоставить в наш центр следующие документы и информацию:
Далее, после сбора документов и необходимых данных, мы организуем создание комиссии по обследованию и категорированию культурного учреждения. В ее состав будут включаться:
В ходе аудита определяется наличие информации для связи с экстренными службами и охранных средств на предприятии, выявляются потенциально опасные зоны и способы их защиты, проверяется документация и осведомленность персонала о порядке действий при ЧС. После проверки объекту присваивается категория опасности, комиссия дает рекомендации по обеспечению АТЗ, составляется акт с полученными данными в ходе аудита. На основании присвоенной категории и акта обследований руководством (а в случае обращения к нам, то нашими сотрудниками) разрабатывается ПБ, который необходимо согласовать в течение 30 дней с органами, принимавшими участие в категорировании. Каждое ведомство проставляет подпись и печать на титульной странице.
Важно: если в ходе обследования выявятся какие-либо серьезные недочеты, требующие усиления безопасности здания, понадобится время на устранение потенциальной угрозы, и, соответственно, повторное прибытие комиссии. В случае обращения к нам, сотрудники центра дадут рекомендации, какие меры предпринять, чтобы гарантированно пройти проверку с положительным результатом и зарегистрировать паспорт безопасности объектов в сфере культуры.
ПБ придется актуализировать раз в 3 года. Чтобы «продлить» паспорт безопасности, необходимо разработать новые документы с актуальной информацией, добавить к ним акт плановой проверки, собрать комиссию, согласовать и направить оригиналы вместе с актами в ведомства, проводившие категорирование.
Также актуализация ПБ нужна в случае, если изменились:
Например, если была перепланировка, появились новые эвакуационные входы, окна или двери, более технологичные замки, увеличилось или уменьшилось количество охранников – нужно сообщить об этом в ведомства и актуализировать паспорт безопасности объекта культуры.
Некоторые компании предлагают услуги по оформлению ПБ, указывая на своих информационных ресурсах точные цены, но, как правило, спустя некоторое время после обращения в такие центры заказчики узнают об отклонениях такой базовой стоимости в большую сторону. Это происходит потому что стоимость не может быть стандартной, так как складывается из нескольких параметров.
Мы прямо говорим, что не можем назвать даже приблизительную цену, не зная всех нюансов строения, так как формируется она из нескольких составляющих:
Что касается сроков выполнения услуги, то сам паспорт АТЗ объекта культуры мы разработаем за 3 дня, однако от обращения до получения зарегистрированного всеми ведомствами документа может пройти до 3-х месяцев, так как в большей части все зависит от загруженности этих госструктур. Так, на создание комиссии может уйти до месяца. Затем, в течение еще месяца (но не более) со дня оформления акта обследования ведомства получают и визируют все разработанные и согласованные с ними документы.
ПБ – это довольно объемный документ, который может содержать более 50 листов. Форма паспорта безопасности объекта культуры состоит из следующих разделов:
Общие требования для всех видов объектов относительно АТЗ указаны в ФЗ №35 «О противодействии терроризму». Закон действует с 1 марта 2006 года. В документе отражены:
Также разработан отдельный законодательный акт, в соответствии с которым разрабатывается паспорт безопасности культуры – Постановление 176 от 2017 года. В нем утверждены требования к АТЗ для таких учреждений, как театры, музеи, библиотеки и другие аналогичные заведения. Именно согласно ПП РФ № 176 проводится категорирование объектов, и создается акт обследования, который и станет в дальнейшем неотъемлемой частью ПБ.
Увы, если вовремя не оформить ПБ, даже без террористического акта руководство учреждения могут настигнуть неприятные последствия. За отсутствие этого документа предусмотрены крупные штрафы. Нарушение требований АТЗ, согласно ст. 20.35 КоАП РФ, влечет взыскание на сумму:
Важно: кроме того, согласно законодательству, в учреждениях, работающих в сфере культуры, должны ежегодно проводиться плановые проверки городской администрацией. Также уполномоченные лица могут прийти в любой момент и внепланово, если, например, поступила жалоба от посетителя.