«Узаконивать» свой товарный знак не обязательно с юридической точки зрения. Если вы будете пользоваться уникальным названием или изображением, на право собственности которого никто не претендует, каких-либо административных штрафов и других мер наказаний не последует. Но, это большие риски, так как в любой момент предприниматель, у которого есть свидетельство регистрации на похожий знак, может обратиться в суд с предъявлением претензий. Как уже упоминалось выше, все-таки лучше зарегистрировать торговую марку – цена за использование чужого индивидуального обозначения продукции может стать слишком высокой, если правообладатель подаст иск.
Меры наказания могут быть следующие:
- штрафы до 5 миллионов рублей или выплата компенсации в двойном размере от общей стоимости товаров с «чужим» знаком;
- штрафы до 200 тысяч рублей с конфискацией продукции;
- тюремное заключение до 6 лет и штрафом до 500 000 руб.
Увы, на чужих торговых знаках наживаются «патентные тролли». Схема мошенничества проста – аферист регистрирует на свое имя уникальное обозначение продукции (как правило, раскрученного бренда) и шантажирует предпринимателя, который честно зарабатывает на реальном производстве под этой торговой маркой. В случае получения отказа в выплате «компенсации» «патентный тролль» подает в суд и, в большинстве случаев, выигрывает. По закону за такие «аферы» не предусмотрено наказания, и недобросовестные деятели специализируются на исках о защите патентных прав и даже организовывают крупные патентные холдинги с командой юристов. На такую процедуру, как регистрации торговой марки, цена не так высока, по сравнению с вынужденными тратами и проблемами, которые могут доставить мошенники.